Раби’а Аль-‘Адауийя

женщина

Возможно, многим известна фраза:

« لا خَلاصَ إِلاَّ بِالإِخْلاصِ »

Означает: «Воистину, спасение – в искренности». Это изречение благочестивой женщины, святой Раби‘а Аль-‘Адауия. Кроме этого высказывания, что еще мы знаем об этой святой? Задумывались ли вы о том, какой была она и ее жизнь?

Давайте заглянем на страницы ее биографии, и сквозь вереницу фактов и событий попытаемся составить портрет этой интересной женщины.

С каждой строчкой ее биографии, эта личность будет захватывать и восхищать вас все сильнее.

Раби‘а Аль-‘Адауийя мать Амру, дочь Исма‘иля Аль-‘Атакийя Аль-Бисрийя (уроженка города Басры), известна как предавшаяся Богу и отреченная от бренного мира, идущая по пути аскетизма (заhида) и поклоняющаяся Всевышнему со смрением и страхом (‘абида, хаши‘а). Она принадлежит к категории «‘аттакийун» то есть была из благочестивых. Передано в ее жизнеописании, в книге «Табакату-ль-’Аулия’», что Раби‘а Аль-Адауийя была известна, как «умму-ль-хайр» (хайр – благо), то есть, как «обладательница благодетельности», дочь Исма‘иля Аль-Бисрийя. Это была благочестивая женщина (салиха), закрывающая свой аурат, принадлежала к самым выдающимся людям своего времени. Халид ибн Хидаш рассказал о ней: 

«Раби‘а присутствовала при разговоре человека по имени Салих Аль-Муррий, который говорил о жизни на этом свете. Тогда она обратилась к нему со словами: «О Салих! Если человек любит что-либо, то он часто об этом упоминает».

Этими словами благочестивая женщина хотела напомнить Салиху Аль-Муррийю о том, что бренная жизнь не заслуживает того, чтобы ей уделяли много внимания и времени.

Отреченность от бренного мира и устремленность ее сердца к жизни на Том Свете

Передано в книге «Уафийату-ль-а‘йан», что Абу Сулейман Аль-hашимий из Басры каждый день имел доход в 80 тысяч дирhамов. Однажды он написал ученым Басры, желая получить от них совет в отношении женитьбы. Ученые порекомендовали ему жениться на Раби‘а Аль-‘Адауийя. И тогда он направил ей письмо:

«Мой доход в этой жизни 80 тысяч дирhамов ежедневно, но через короткое время я буду получать 100 тысяч дирhамов каждый день, ин ша-а-ллаh. Я хочу посвататься к тебе и выделяю тебе в качестве маhра (свадебного подарка) 100 тысяч дирhамов. А в дальнейшем я буду давать тебе еще больше, чем это. Жду твоего ответа».

Раби‘а Аль-‘Адауийя написала ему в ответ:

«В отреченности от бренной жизни – успокоение и услада для сердца и тела. Стремление же к наслаждениям этой жизни влечет за собой переживания, состояние душевной горечи, беспокойство и уныние. Когда ты получишь мое письмо, начинай готовить свой запас к Судному Дню, не откладывая это на потом. Посвяти свою жизнь тому, что тебе пригодится в Судный День, и не занимай ее тем, что останется другим, а тебе не принесет пользы в тот День. Постись в этой жизни (откажись от услады бренной жизни) и сделай свою смерть ифтаром-разговением (и тогда с твоей смертью придет к тебе истинная радость). И то, что меня обрадовало, это то, что Аллаh Всевышний даровал мне намного меньше забот (о мирском), чем у тебя. Я занята и не имею времени на тебя ни на миг. Салям»

Во еще одна история из жизни этой великой женщины.

Однажды одна женщина сказала Раби’а Аль-‘Адауийа: «Я люблю тебя ради Аллаhа», Раби’а ответила ей: «Будь послушной Тому, ради Кого ты меня любишь».

Также передается от Ибн Аби Ад-Дунья:

«Рассказывала служанка, которая помогала Раби’а: «Раби’а выполняла Намаз все ночное время, а когда наступала время Фаджр она немного отдыхала до того, как рассвет станет ясным. И я слышала, как Раби’а говорила себе во сне: «О мой нафс, сколько ты можешь спать?! И сколько времени ты проводишь, бодрствуя? Кажется, что ты уснула на время — до начала Сбора».

Это значит, что она всегда была внимательной и контролировала даже то, сколько она тратит времени на сон.

Господи, дай и нам быть похожими на эту великую женщину. Амин.

Обсуждение закрыто.