Махрама – образец высокого искусства
Традиция крымских татарок покрывать голову имеет глубокие культурно-религиозные корни. В старину головной убор крымско-татарской женщины состоял из махрамы (марама), то есть покрывала, которые носили поверх платка или шапочки (фес). Изготавливалась махрама из бумажной пряжи нитей креповой крутки с добавлением ваты шелка. Орнамент на махраме тканный, уточный. Например, в технике «тохталы» для выполнения орнамента ткачиха использовала 2-3-4 утка с разноцветными хлопчатобумажными, шелковыми, льняными, а в некоторых случаях и металлическими изысканными нитями. Для украшения махрамы использовали технику шилья «телли». Концы головных женских покрывал отделывались фабричным ручным кружевом, гарусной бахрамой, которая имела дополнительные украшения в виде шариков из ниток и бус. На поверхности большинства махрама орнамент по кайме носит название «михраблы», или, как его еще называли, «топ чевре», реже встречаются орнаменты «сюмбюле».
Исключительным разнообразием и богатством отличаются орнаменты на концах махрамы. Все они имеют свою символику, знаковую систему, связанную с религией, обычаями, культурными традициями народа. Геометрические орнаменты состоят из прямоугольников, ромбов, прямых, ломанных, зигзагообразных линий, разнообразных фигур. Название им давалось по сходству с объектами реального мира.
Также важно проследить функциональную направленность махрамы. Головные женские покрывала входили в приданное невесты. Богатая имела около 200-250шт. рукодельной махрамы или чадры, бедная–70-80. Играла махрама и особую роль в свадебном обряде. В некоторых крымскотатарских деревнях южного берега Крыма после «агъыр нишан» (помолвки) родители и родственники жениха приглашались в дом невесты. В этот вечер голову будущей свекрови, а также всех родственниц жениха накрывались этим покрывалом «топракъ басты».
Особый интерес представляет религиозная составляющая махрамы. Она, как и все одеяние, использовались крымскими татарками для укрытия аурата – той части тела, которую необходимо закрыть от посторонних мужчин.
Можно без преувеличения сказать, что махрама — это образец высокого искусства татар.