Рамадан – лучший из месяцев лунного календаря

лучший из месяцев

Рамадан – лучший из месяцев лунного календаря. Это месяц милости и прощения, щедрости и добра. Рамадан – яркая звезда в веренице месяцев всего года – его история наполнена удивительными событиями, а его дни и ночи – благодатная почва для добрых дел верующих, когда можно приобрести наибольшие вознаграждения. Таких дней и ночей нет ни в одном другом месяце.

В лунном календаре 12 месяцев:
1. Аль—Мухаррам ( المُحَرّم )
2. Сафар ( صَفَر )
3. Раби’униль-Аууаль ( رَبِيعٌ الأول )
4. Раби’униль-Ахир ( ربيعُ الآخر )
5. Джумадаль-Уля ( جُمادَى الأولى )
6. Джумадаль-Ахира ( جُمادى الآخرة )
7. Раджаб ( رجب )
8. Ша’бан ( شعبان )
9. Рамадан ( رَمضَان )
10. Шаууаль ( شوال )
11. Зуль-Ка’да ( ذو القعدة )
12. Зуль-Хиджа ( ذو الحجة )

Лунный год отличается от солнечного и по определению и по количеству дней. Продолжительность солнечного года фиксирована (она равна 365 (366) дней), в то время, как продолжительность лунного года меняется.

Число дней в лунном месяце, в отличие от солнечного, также меняется, и может равняться как 29, так и 30 дням. Напомним, что в «солнечные» месяца имеют фиксированное число дней — у каждого свое (соответственно 30 или 31 день, за исключением февраля).

Начало лунного года, и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются приблизительно на 10 – 11 дней вперед. Луна движется по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит (по эллипсам с разными параметрами). Поэтому нет возможности рассчитать в точности заранее продолжительность текущего или последующего лунного месяца. Как начало, так и конец лунного месяца можно определить только по наблюдению. А началом лунных суток является момент захода солнца, а не полночь, как в «солнечном» календаре.

Наблюдение за новолунием производится после захода солнца 29 числа текущего месяца, поскольку в лунных месяцах количество дней не может быть меньше 29. Когда тонкий серп луны в форме перевернутой буквы «с» можно видеть во время вечерних сумерек, тогда такой день считают началом лунного месяца.

Если наблюдающие не увидели новолуние 29 числа (после захода солнца), то наступивший лунный день считают 30-м днем текущего месяца, а следующий за ним будет первым днем следующего месяца.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ

Это означает:

«Мы – община, которая не основывается на подсчетах, расчетах, предположениях и догадках. Мы не записываем и не вычисляем. Месяц бывает либо таким [29 дней], либо таким [30 дней]. Начинайте Пост, увидев новолуние [Рамадана], и завершайте Пост, увидев новолуние [Шаууаля]. А если небо было закрыто [например, облаками], то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем».

Очень важно научиться правильно определять начало и конец лунных месяцев. Дело в том, что с конкретными датами лунного календаря тесно связаны мусульманские Праздники, события и некоторые Ритуалы. То есть существуют определенные виды поклонения, которые необходимо выполнять именно в указанные даты лунного календаря.

Особенно важно правильно определить начало и конец месяца Рамадан, поскольку в этот месяц мусульмане обязаны соблюдать Пост – с первого до последнего дня. И запрещено начинать поститься раньше наступления Рамадана или заканчивать Пост позже его окончания, как об этом сказано в Хадисе:

لاَ تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ

Это означает:

«Не начинайте соблюдать Пост Рамадана заранее на 1 или 2 дня до его начала».

В соответствии с Шари‘атом начало лунного месяца определяется исключительно по наблюдению новолуния. Этому методу учил сам Пророк Мухаммад, мир Ему, и именно так определяют начало и конец лунных месяцев мусульмане во всем мире. Расчеты используются только ориентировочно для предварительной подготовки и не являются основанием для начала или конца Поста.

В книге «Аль-Мууатта» имама Малика приведен Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему:

لا تَصُومُوا حَتَّى تَرَوُا الْهِلالَ وَلا تُفْطِرُوا حَتَّى تَرَوْهُ فَإِنْ أُغْمِيَ عَلَيْكُم فَأَتِمُّوا الْ عِدَّةَ ثَلاثِينَ

Это означает:

«Не начинайте соблюдение Поста, пока не увидите новолуние [Рамадана], и не завершайте Пост, пока не увидите новолуние [Шаууаля]. А если небо было облачным, то считайте, что месяц – 30 дней».

«Наблюдать (увидеть) новолуние» – это значит видеть новый месяц собственными глазами без каких-либо дополнительных приборов и приспособлений. Тот, кто сам увидел новолуние месяца Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот, кто не видел сам, но узнал об этом от свободного, правдивого и достоверного мусульманина, также обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу Даууд рассказал, что сын халифа ‘Умара, да будет им милость Аллаhа, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он увидел новолуние месяца Рамадан. Тогда сам Пророк, мир Ему, намерился соблюдать Пост и приказал соблюдать его другим верующим. Если будет подтверждено начало Поста, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также во всех соседних странах, где восход и заход солнца наблюдается в одно и то же время (это согласно мазhабу имама Аш-Шафи‘ий).

По мазhабу имама Абу Ханифы Пост обязаны соблюдать все верующие, узнавшие, что в какой-либо стране увидели новолуние месяца Рамадан, и это не зависимо от того, насколько было удалена местность, где увидели новолуние Рамадана. Поэтому жители Запада обязаны соблюдать Пост Рамадана, если о его начале сообщили жители Востока, и наоборот. Таким образом, в Шариʻате есть четкие указания на то, каким образом нужно определять начало и конец лунных месяцев.

Имам Ан-Науауий в своей книге «Аль-Маджму‘» сказал:

وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ

Это означает:

«Если человек опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание».

В книге знаменитого ханафитского ученого Ибн ‘Абидин «Радд аль-мухтар ‘аляд-дурриль-мухтар» сказано следующее:

«Не принимаются заявления звездочетов и астрономов, рассчитывающих время [с целью определения начала Рамадана], и даже в книге «Аль-Ми‘радж» ханафитских ученых передано единодушное заключение (иджма‘) в том, что неприемлемы их выводы (то есть астрономов)».

Поэтому мусульмане со времен Пророка Мухаммада, мир Ему, на протяжении многих веков и по сей день следуют этому правилу. Сказано в Священном Кур’ане (Сура «Аль-Хашр», Аят 7):

وَمَا ءاتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا

Это означает:

«Всё, с чем пришел к вам Пророк – берите (соблюдайте), а то, что запретил – не совершайте!»

Обсуждение закрыто.