Призыв к Истине — это искусство

призыв

Дорогие сестры, хотелось бы напомнить себе и вам о том, как правильно и с мудростью делать наставление. Какую цель необходимо преследовать при исправлении другого человека, призыве к Истине или необходимости кого-то в чем-то убедить.

Мы должны быть благодарны Богу за то, что он дал нам быть на Истинном пути в это тяжёлое время, когда у многих людей закрыты сердца к Истине.

Иногда такими людьми являются близкие нам люди, родственники, друзья или соседи. И первое желание, которое возникает у нормального человека — это исправить их, помочь, и не оставлять в плохом положении.

В эти моменты необходимо помнить о важности правильного наставления. Многие из вас вероятно слышали такую фразу:

«Истину нужно подавать другому, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце».

И эти слова должны вспоминаться каждый раз, когда кто-то сталкивается с ситуацией, в которой необходимо рассказать про Ислам или про мудрость, которую имеют Законы Бога.

Наш учитель, Шейх ‘Абдуллаh аль haрарий, обладал не только колоссальными исламскими знаниями, но и высокой нравственностью и культурой. В призыве к Исламу, в запрете того, что запрещено, он в первую очередь думал не только о том, чтобы доказать свою правоту и выйти из беседы победителем, но и о результате общения. Ведь важно, чтобы в итоге человек понял свою ошибку и исправился.

Недостаточно в призыве к Истине и соблюдению иметь только глубокие знания по Исламу. В этом вопросе очень важна культура и скромность человека, его желание искать подход и проявлять терпение. Тому, кто стремится исправить другого нужно быть в своем роде врачом. Ведь если к врачу приходит больной, то ему подбирают индивидуальное лечение, в зависимости от того, какая болезнь, запущена она или нет, заразна она или нет, и какой орган болен. Одним будет прописан покой и отдых, другим активные физические упражнения. Одним пропишут серьезные антибиотики, другим аскорбиновую кислоту. Иногда, того или иного больного врач должен убедить, что ему нужна операция, а иногда отговорить от какой-то ненужной манипуляции. Тем более, если врач видит, что кроме него этому больному не к кому обратиться, и другие его не примут.

Так и человек, призывающий к Исламу, наставляющий других, желающий помочь исправиться, должен использовать ещё более серьезный подход. Ведь любая физическая болезнь для верующего человека — это либо повышение его степени, либо наказание за его грехи уже в этой жизни и, в итоге, очищение от них. Но самая страшная болезнь — это болезнь наших душ и сердец – это неверие.

Один великий ученый сказал такие слова:

«Мудрость — это украшение знаний».

Под словом мудрость имеется в виду терпение (собр). Нужно проявлять терпение и не спешить, быть внимательным и подбирать самые лучшие слова из возможных вариантов, находить подходящее время для урока или наставления. Человек, который в вопросе наставления, исправления других и призыва к Исламу может научиться терпению — приобретает мудрость.

Многие люди спрашивают: “А как же поступать в случаях, если человек, которого хочешь исправить, старше тебя и не хочет слушать урок, или если человек очень грамотный в светских науках и считает себя слишком умным, для того, чтобы слушать уроки других, или если человека вообще ничего не интересует, или он ослеплен этой жизнью и никогда не задумывался о её смысле?” В основе разговора в подобных ситуациях должно быть несомненное, то есть то, что невозможно отрицать. И, чтобы сказанное вами на самом деле оказалось ключом, который может открыть путь к сердцу человека, необходимо подходящее время и правильно подобранные слова. Это и будет началом.

У любого человека, который не сошел с ума, есть способность думать, и эту способность надо использовать. Нужно рассказывать то, что он поймет умом очень просто и легко, чтобы у него не возникло возражений. Поэтому, необходимо выучить высказывания великих Исламских ученых, которые сразу доходят до цели — до сердца человека. Также необходима подходящая обстановка, которая позволит человеку воспринимать знания. Знания человек не воспримет тогда, когда он не расположен их слушать по причине гнева или отсутствия настроения. Отец или мать, брат или сестра, друг или учитель, ученик, сосед или же случайный знакомый — кто бы это ни был, если человек идет с вами на диалог, надо использовать этот момент, чтобы дать полезные знания. Это нужно для того, чтобы наладить контакт в разговоре на тему о религии. Если человек после первых слов на религиозную тему сам хочет продолжать разговор дальше — необходимо продолжать. Если же он уходит от разговора, переводит разговор на другую тему, хотя в начале слушал внимательно, то необходимо вести себя мудро, чтобы не оттолкнуть его и дождаться следующего подходящего момента для разговора.

Прекрасным примером того, как можно исправить старших людей, не отталкивая их, является случай, произошедший с великими людьми — Хасаном и Хусейном — внуками Пророка Мухаммада, мир Ему. Однажды они увидели, что пожилой человек делает омовение неправильно, и решили исправить его, но так, чтобы он не обиделся. Они оба подошли к нему и сказали: «Ты можешь посмотреть, как каждый из нас делает омовение?». Затем они сделали омовение: сначала один, а затем второй. И конечно же оба сделали правильно, но один сделал необходимый минимум, а второй добавил к минимуму выполнение Сунны. Пожилой человек, увидев, как делают этот ритуал люди, имеющие глубокие знания в вопросах религии, понял свои ошибки и сказал: «Оба вы хорошо делаете омовение», и, таким образом, получил от них знания и понял свои ошибки.

Существуют такие слова, которые часто отталкивают людей и могут являться психологическим барьером в общении с ними, а именно такие выражения, как: «Ты ничего не знаешь», «ты неправильно делаешь» или «я знаю лучше, как это делать». Одним из методов донесения знаний до человека являются слова, в которых вы передаете ему знания, при этом не задевая его эго, ведь как мы знаем, невежественного человека задевает, когда, «тычут носом» в его невежество. Это болезненно для него и может стать преградой для его исправления. Например, такому человеку можно передать урок, который ему необходим, в виде пересказа. Ему можно сказать такие слова: «Послушай, мне нужно завтра сдать тему учителю про основы выполнения Намаза. Надо сдать, чтобы я был спокоен, что все понимаю правильно. Вот книга, в ней описано как выполнять намаз. Я буду рассказывать, а ты смотри в книгу и сверяй, все ли я правильно говорю, и если будет отличаться — исправляй». Таким образом можно закрыть много вопросов: человек узнает, что есть книга, в которой подробно рассказано про минимальные знания, узнает, как правильно выполнять тот или иной ритуал, и вдумается в слова, так как будет смотреть в книгу, еще и слушать вас, а также узнает, что несмотря на то, что можно самому почитать эту книгу, для того, чтоб не допустить ошибок в понимании — эти знания нужно заучить и сдать учителю. Это лишь один из примеров, которых можно привести очень и очень много. Все зависит от ситуации, самого человека, его возраста, статуса в обществе, национальности и т.д.

Пожилому человеку, который как-никак задумывается, что жизнь идет к завершению, упор в призыве к Исламу можно сделать на тот небольшой срок, который, возможно, ему осталось жить, и предложить проанализировать ту часть жизни, которая уже прошла, и то, как она прошла. Молодым и амбициозным, любящим вникать в суть вещей, можно предложить задуматься над тем, какие стандарты им навязывает невежественное общество, как их заставляют потреблять грязные идеи через сми, соцсети, как убеждают, что они сами этой грязи хотят и кому это выгодно. Финансово состоятельному человеку, или тому, кто имеет власть, есть смысл привести примеры из жизни тех, кто имел такое же богатство и власть, но все равно умер, и ничего с собой не забрал. Тем людям, кто уже в Исламе, но кому не хватает сил начать соблюдать, можно не только рассказывать, а и показывать своим примером, как соблюдение Законов Бога не только не осложняет жизнь, но и наоборот облегчает ее, структурирует.

Отдельное внимание необходимо уделить такому способу призыва к Исламу и соблюдению своих обязанностей, как личный пример для другого или поступки по отношению к другим. Приведем пример для понимания некоторых вопросов, связанных с призывом к Исламу.

Представьте, что кто-то пришел в гости к человеку, который живет в старой покосившейся хижине. Вокруг грязь, нечистоты, остатки гниющей еды и вода в бочке, которая уже зацвела. Но человек там живет, прячется от дождя, наполняет свой желудок этой испорченной едой, пьют эту плохо пахнущую воду — этим успокаивается и уже и не замечает этой обстановки. Тот, кто видит это со стороны, имеет огромное желание вытянуть его из этого состояния, из такого образа жизни, хватает его за руки, вытаскивает на улицу, и со всей силы начинает ломать, крушить, уничтожать эту хижину. Он говорит этому человеку: «Как ты мог тут жить? Посмотри на себя! Ведь есть дворцы,в которых живут тысячи людей, и я. А ты ничего не понял, живешь тут. Но теперь, наконец, перестанешь». И после этих слов, сломав всю его хижину, он удаляется. И вот этот грязный, уставший, голодный человек остался на улице. Для него тот не спаситель, не помощник, он не понял ни смысл его действий, ни о каких дворцах он говорил, так как не увидел ничего. И все, что у него осталось — это воспоминания о нем, как о вредителе.

А есть другой вариант. Представьте, что кто-то узнал о таком человеке, живущем в таких условиях, пришел к нему в гости, ужаснулся, но не стал все рушить, а пошел, и начал рядом строить для него дворец, терпеливо, с трудом. Через время, закончив строительство, вновь пришел к нему в гости и сказал: «Я знаю, что то состояние, в котором ты сейчас находишься, делает тебя слабым и я знаю, где тебе будет хорошо!» и вывел его на улицу, где показал построенный дворец. Будет ли такой человек вспоминать о своей лачуге после этого? Скорее всего нет. Поэтому, важно помнить, что иногда до сердца человека не доходят наши слова, но, возможно, дойдут наши действия.

Если чьи-то родители или родственники немусульмане не хотят слушать долгие лекции об Исламе, но и не угнетают (не бьют, не издеваются), то можно проявлять к ним заботу и выполнять их просьбы, не противоречащие Исламу. Пусть они увидят, что с принятием Ислама отношение к ним не стало хуже, а наоборот, их родственник готов пойти на встречу в тех вопросах, где раньше проявлял характер (если только это разрешено по Шари’ату). Некоторые из тех, кто принял Ислам не хотят проявлять терпение и полностью обрывают связи с родителями и родственниками, обосновывая это тем, что те не хотят их слушать и что они один раз рассказали им об Исламе, а те его не приняли. Но пусть зададут себе вопрос — а какая у них цель? Заявить, что они правы, а их родственники нет, и уйти хлопнув дверью? Или сделать все возможное, чтобы их родные ушли из жизни верующими? Пусть вспомнят истории Пророков, ведь некоторые из Сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, вначале воевали с ним, выходили в бой против него, угнетали его, но благодаря его мудрости в последствии приняли Ислам.

Такой же совет будет для тех, у кого родственники мусульмане, но слабые и невежественные. Призвать девушку носить хиджаб, или кого-то выполнять Намаз, держать пост можно очень разными методами. Один из них — это развеять стереотип об угнетенных мусульманках. Например, показать, что мусульманки — многосторонне развитые личности, спортсменки, ученые и бизнес-леди. Они также катаются на велосипедах, открывают свои фирмы и ведут активную, наполненную эмоциями, жизнь. Но главное — они понимают смысл этой жизни, и при этом не делают того, что запрещено.

Часто, те девушки, которые хотят начать соблюдать, не могут из-за страхов, которые им навязывает шайтан. И задача в этом случае показать им на своем примере, что носить хиджаб — это красиво, не мешает трудоустройству, не мешает заниматься спортом, активным отдыхом, разрешенным творчеством и быть социально-активным человеком.

Мусульмане также должны показать, что выполнение Намаза не привязывает человека к одному месту. Что можно гулять в парке, ходить в кино, торговый центр, путешествовать, и всегда вовремя выполнять молитву. Потому что выполнение молитвы учит планированию своего дня. Куда бы мусульманин не направлялся, первое, о чем он помнит — обязанность выполнить Намаз. И уже в путешествии он думает, где сможет его выполнить, где сделать омовение и нужно ли взять с собой воду.

Пусть видят те, кого призывают к Исламу, что соблюдение Шари’ата — это не тягость и не проблема. И так необходимо поступать в любом вопросе, связанном с призывом к добру и с запретом зла. Мы должны проявлять мудрость и неустанно искать подходы.

Пусть первоначальной целью в общении с любым человеком будет спасение его от огня ада.

Просим у Аллаhа даровать нашим словам и поступкам быть причиной того, чтобы другие люди принимали Ислам и укреплялись в соблюдении Законов Бога.

Обсуждение закрыто.